Вероника Богдан

Свою «Красную историю» петербургский живописец Ашот Хачатрян начал рассказывать с 1980-х годов: «Калы» (1981), «Арбуз» (1997), «Красное лето. Горы» (1997), «Мир в красных тонах» (1996), «Гранаты» (2002). Все эти картины написаны красным цветом, который он особенно глубоко и тонко чувствует. Многие древние народы считают красный цветом силы, родственным огню, олице- творяющим священное, живительное начало. Это символ бога счастья, дающего богатство. В христианском искусстве это цвет жертвенности. В картинах Ашота красный – цвет любви, жизни, активного начала. Художник обладает врожденным чувством цветовой композиции, которая во многих случаях и является мотивом его картин ( как, например, «Мир в красных тонах» 1996г., «Абстракция» 2000 г. ). Выставка построена на контрастах – смелому до дерзости раннему натюрморту «Калы» и «Автопортрету на фоне палитры» 1997г., написанным красным, зеленым и черным цветами, противопоставлены — «Зима» 1998г. ( покрытые снегом деревья на фоне ярко-голубого неба ), мягкий, пастельный «Пейзаж» 1996г. и тепло-охристая «Осенняя симфония» 1997г. Картина «Жертвоприношение» 1996 г., непос- редственно связанная с темой выставки, вместе с тем возвращает к истокам, напоминая о многовековых традициях армянского народа, чья богатейшая культура до сих пор питает творчество живописца. Как ее истинный наследник, Ашот знает, что творческие силы – это дар свыше, вызывающий радость, и благоговение, и вместе с тем обязывающий. Имен- но из этой способности к творчеству и сотворена душа художника. Как и во времена наших предков, произведение искусства может быть создано только с чистой душой и из лучших побуждений. Представленные работы показывают разные грани дарования художника. Ашот может быть страстным и эмоциональным («Арбуз», «Абстракция», «Гранаты»), спокойным и лиричным — как в пейзажах 1996 и 1998 гг. или просто веселым («Радостное настроение» и «Горная река»). Но смысловой центр экспозиции – в таких картинах, как «Арбуз», «Красное лето. Горы», «Мир в красных тонах». Они в определенной степени являются программными. «Красный цвет многоплановый, — считает А. Хачатрян. – Он может радовать, пугать, удивлять. Он всегда привлекает внимание. Это цвет огня, восхода и захода солнца. Единственный цвет, который действует на наши нервы. Каждый оттенок – от оранжевого до пурпурного – радует. Красный цвет – это жизнь». Цвет в его работах становится образом – не только символическим, но и сущност- ным. Художник способен достичь гармонии – и равновесия – не жертвуя динамикой, на- пряжением. Это проявилось в таких разных работах, как «Мир в красных тонах», «Осен- няя симфония», «Зима», «Болото», «Золотая осень», «Красное лето. Горы», «Абстракция». Ашот воспринимает Землю как единое целое – все полярности в каждый момент времени находятся в постоянном равновесии; все присутствует одновременно и действует одно в другом. Отношения художника с окружающим миром постоянно трансформируются, но даже находясь в конфликте, стремятся к гармонии. Только достигнув состояния внутренного равновесия, творец обретает свободу. Небольшая выставка, на которой представлено около двадцати произведений, дает зрителю большое преимущество – возможность более непосредственного, интимного общения с работами художника.